ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЮРИСТЫ В ТУРИЗМЕ И СТРАХОВАНИИ – БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ!

Компания "КрасЭйр" близка к банкротству, председатель правительства Красноярского края Александр Новак намерен обсудить сегодня этот вопрос в Министерстве транспорта РФ.

Российская газета" - Енисей №4736 от 26 августа 2008 г.

Компания "КрасЭйр" близка к банкротству, председатель правительства Красноярского края Александр Новак намерен обсудить сегодня этот вопрос в Министерстве транспорта РФ.

Как писала "РГ", всю прошлую неделю пассажиры авиакомпании страдали от полностью сорванного расписания вылетов. Только в минувшую среду было задержано более десятка рейсов. Опоздали борта на Санкт-Петербург, Сочи, Ростов-на-Дону, Бишкек. Встали красноярские самолеты на прикол и во многих городах России. Некоторые рейсы были вообще отменены.

Причина - долги перевозчика перед поставщиком топлива. Давно назревавший конфликт, по мнению экспертов, усугубился рядом факторов. В частности, сезонным повышением цен на ГСМ. Сейчас тонна авиационного керосина стоит 34 тысячи рублей. С 1 сентября ее цена возрастет сразу до 43 тысяч.

В начале лета авиаперевозчики, уверенные в том, что поставщики топлива злоупотребляют своим доминирующим положением на рынке авиационного керосина, обратились в УФАС по Красноярскому краю. Рассмотрение дела отложено до середины сентября - антимонопольный комитет собирает необходимую информацию.

- Свои доводы есть у всех, - заявил "РГ" заместитель начальника УФАС по Красноярскому краю Олег Харченко. - Говорить о неких глубинных причинах конфликта я не стал бы. Связано все, думаю, и с недавней сменой собственников в обеих противоборствующих сторонах. Как следствие - изменилась и манера ведения бизнеса. Сумму, которую авиакомпания платит за керосин, можно сравнить с суммой текущей задолженности. Они несопоставимы. Видимо, просто кто-то исходил из того, что раз платят - надо требовать. Даже если задолженность техническая.

По словам главы регионального правительства Александра Новака, топливный кризис носит системный характер. Однако больнее всего он ударил по краевому авиаперевозчику, а также холдингу, в который тот входит. Авиаторы неосмотрительно накопили слишком большую кредиторскую задолженность перед всевозможными партнерами по бизнесу. Власти региона готовы и дальше всячески поддерживать "КрасЭйр". Но интересы населения в любом случае для правительства края будут на первом месте.

- Основной задачей сегодня является решение проблем наших граждан, страдающих из-за трудностей перевозчика, - отметил Новак. - Правительство края с первого дня участвует в процессе урегулирования конфликта. Самолеты в Красноярске со значительной, недопустимой задержкой, но все-таки заправляются и взлетают. Мы обратились во все федеральные инстанции с целью скорейшего решения проблемы. По-прежнему не определена организационно-правовая форма компании "КрасЭйр" и самого альянса, что также вызывает сложности в управлении. Проблема, безусловно, требует решения на федеральном уровне.

Кризис уже стал предметом изучения со стороны различных компетентных инстанций.

- Министерство транспорта взяло курс на ужесточение правил воздушных перевозок, - заявил на прошлой неделе директор департамента государственной политики в области гражданской авиации минтранса Владимир Тасун.

Применительно к текущему конфликту, по словам чиновника, возлагать всю вину на авиакомпанию нельзя: вопросы с долгами поставщик топлива должен был решать через суд, а не сажать сразу же самолеты на голодный паек. Однако пассажиры в любом случае не должны были страдать.

Сейчас вопрос изучает комиссия, созданная в Росавиации. Ведомство намерено вынести компании предписание о том, что в случае повторения задержек ее свидетельство эксплуатанта может быть приостановлено.

Свое веское слово сказала и Западно-Сибирская транспортная прокуратура.

- Проведена проверка, - сообщили вчера "РГ" в надзорном органе. - Некоторые из топливных компаний вместо цивилизованного способа решения спора в судебном порядке предпочли ограничение либо прекращение отпуска авиакеросина до погашения задолженности, что привело к многочисленным задержкам рейсов и, как следствие, ущемлению прав пассажиров. Внесены представления об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей. В отношении авиакомпании возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном за нарушение лицензионных требований и условий. Дело направлено в Арбитражный суд Красноярского края. По факту массового нарушения прав потребителей в органы следствия переданы материалы для проведения доследственной проверки, по результатам которой будет рассмотрен вопрос о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, в суд направлен иск о признании незаконными действий топливной компании. А совместная рабочая группа Западно-Сибирской транспортной прокуратуры и прокуратуры Красноярского края начала проверять механизмы ценообразования на авиакеросин.

Компетентно

Александр Усс, председатель Законодательного собрания Красноярского края:

- У нас очень часто собственную бесхозяйственность и неумение оправдывают какими-то "политическими мотивами". Но не надо искать сложных ответов на очень простые вопросы. Есть одно очевидное средство для того, чтобы подобных ситуаций не возникало, - это развитие конкуренции.

Если мы сумеем добиться того, чтобы контрольный пакет акций принадлежал краю и аэропорт был окончательно отделен от авиакомпании, тогда полеты будут осуществлять и "КрасЭйр", и "Сибирь", и "Аэрофлот", и кто угодно еще. И подобных ситуаций просто не возникнет.